Историю создания собственного бизнеса рассказала руководитель клининговой компании Наталья Мальцева. Свое дело она открыла в 20 лет, руководствуясь лишь небольшим опытом работы и желанием увеличить доход.

«Будучи студенткой, я некоторое время работала менеджером в клининговой компании и многому там научилась. Но потом захотелось чего-то нового. В городе тогда функционировала молодежная школа предпринимательства, и я подала туда заявку, выбрав своей темой клининг. Это был кризисный 2009 год, начинающим предпринимателям оказывали государственную поддержку. Я подала заявку на грант в министерство экономического развития области. Это и послужило толчком для дальнейших решительных действий.

Когда получила первый грант (а мне выдали 100 тысяч рублей), отступать было уже нельзя – необходимо запускать бизнес. В том же 2009-м я приняла участие в форуме «Селигер» и благодаря этому получила еще один грант на сумму 400 тысяч рублей. Думаю, что поддержку удалось получить благодаря тому, что у меня уже был опыт работы в сфере клининга. Я смогла убедительно защитить свой проект, потому что знала, о чем говорю. Но при этом каких-то глубоких исследований рынка у меня не было. Зато была необходимость зарабатывать деньги и желание создать собственный бизнес.

На эти деньги – в общей сложности 500 тысяч рублей – я приобрела первое оборудование. И это было не оцинкованное ведро и швабра. (Улыбается.) Нужны были расходные материалы, оборудование для чистки мебели, спецодежда для сотрудников и другое. Конечно же, сразу запустили сайт в Интернете, так как это был способ привлечения клиентов. Самыми же первыми клиентами стали знакомые, которые, в свою очередь, давали рекомендации своим знакомым. Так с помощью рекомендаций мы постепенно нарабатывали клиентов.

Первый крупный заказ компания получила спустя год после своего открытия. Мы приняли участие в тендере, который проводил крупный завод, и выиграли. Изначально они были настроены настороженно, так как компания совсем молодая, и нам об этом прямо сказали. Мы отдали все силы, но не подвели заказчика, и вот уже 2,5 года работаем с этим предприятием. После того, как в перечне клиентов появились солидные компании, работать стало легче. Бывает так, что заказчику достаточно взглянуть на список компаний, с которыми мы работаем, чтобы сделать для себя вывод, стоит ли с нами сотрудничать.

Имя и репутация столь же важны и при работе с частными клиентами. Если вначале люди с опаской относились к самой идеи клининга – это связано с тем, что не каждый готов пустить в дом чужого человека, – то теперь нам полностью доверяют. Более того, многие клиенты готовы даже дожидаться, чтобы именно мы приехали и сделали у них уборку.

Как и в любой сервисной компании, главная проблема – это персонал. Мы продаем услуги, и их качество должно быть на высоте. К сожалению, бывает так, что попадаются безответственные люди, которые, получив зарплату, начинают неожиданно «болеть» или просто сообщают, что не хотят сегодня выходить на работу. Из-за этого возникают сложные ситуации, приходится спешно искать замену. Бывает и так, что на каком-то объекте человек должен работать полную смену, а он уходит, когда ему вздумается. В таких случаях проводим строгую беседу с сотрудником и делаем выговор. Если же ситуация повторяется, то отказываемся от такого работника.

Но в целом в этой сфере небольшая текучка. Если платить вовремя и достаточно, то люди стараются работать хорошо и не стремятся уйти. Понимая, что добросовестные сотрудники – это основа бизнеса, я делаю все, чтобы у них не было вопросов по зарплате. На первом этапе иногда даже приходилось брать кредиты, чтобы люди вовремя получили заработанные деньги.

Когда новый сотрудник первый раз выходит на объект, то сразу же видно, сможет ли он работать в этой сфере или обучить его будет невозможно. Ведь бывает, что человек просто не приспособлен к физической работе. Встречаются и фанаты своего дела, которые очень любят делать уборку. Выйдя из отпуска, они признаются, что скучали без дела. Вот это для нас идеальные сотрудники, жаль, что их нельзя клонировать. (Смеется.) Очень непросто было найти бригадира, то есть человека, который не только будет контролировать качество своей и чужой работы, но и создаст такую атмосферу, при которой все будут трудиться слаженно. Мне пришлось отсмотреть не меньше 15 человек, прежде чем удалось найти подходящего кандидата.

На самом старте проблемой был… мой возраст – ведь некоторым своим подчиненным я гожусь во внучки. Из-за этого приходилось сталкиваться с недоверием как коллектива, так и заказчиков. Первые думали: «А чего это она такая молодая будет нами руководить?», а вторые: «Слишком молодая, не справится». Все это было безумно сложно и стоило мне бессонных ночей, но по мере того, как бизнес рос и развивался, все претензии к моей молодости отпали. (Улыбается.)

Сейчас у нас есть планы по открытию нового направления, но пока не буду их озвучивать. Вообще же я не ставлю перед собой сверхамбициозные цели. Я знаю, сколько денег мне нужно на жизнь, и знаю, что сейчас моя работа доставляет мне удовольствие. Можно поставить амбициозные цели, например, увеличить оборот компании в несколько раз или занять самую большую долю рынка клининговых услуг, но тогда времени на собственную жизнь будет оставаться все меньше и меньше. Мне приходилось общаться с женщинами, которые достигли значительных высот в карьере или бизнесе, но, к сожалению, глаза у многих уже не горят. Поэтому для себя я решила, что бизнес не должен занимать всю мою жизнь, в ней должно оставаться время на семью, друзей и увлечения».

Затраты на создание компании:
● оборудование – 350 000 руб.;
● спецодежда – 10 000 руб.;
● расходные материалы – 15 000 руб.

Ежемесячные расходы:
● аренда офиса: на старте аренда в бизнес-инкубаторе – 3000, сейчас 8000 руб.;
● аренда производственного помещения – 4000 руб. ;
● зарплата сотрудникам (пять человек) – 50 000 руб.;
● расходные материалы – 25 000 руб.

Итого: 462 000 руб.

В этой же рубрике интересно почитать: Идеи бизнеса
Подписывайтесь на новые идеи
© 2018      //    Вверх