Вчера или позавчера прочитал новости о том, что крупнейшая мировая сеть фастфудов вдохновившись успехами на отечественном рынке начала подготовку к интервенции на рынок быстрого питания в Украине. Речь идет об американской сети KFC, если говорить конкретно об этом факте, то я был немного (а вообще очень сильно) удивлен, оказывается в достаточно большом рынке (оценивается как минимум в 1 миллиард долларов в год, при этом темпы роста составляют 10-20% в год) быстрого питания работает только один транснациональный игрок фасфуда –МакДональдс. При этом именно на этом рынке МакДональдс играет по «взрослому», хотя тут немного передернул такая же ситуация и в России, а суть в том, что франшизы на свои рестораны они «тупо» не продают, развивая сеть через одну представительскую компанию. Кстати вот Вам и яркий пример как на западе занимаются бизнесом.

Почему я вспомнил о способах ведения бизнеса, все достаточно просто в Европе, США и даже Азии тот же МакДональдс работает по достаточно простой и понятной схеме франчайзинга (там купить франшизу МакДональдс не проблема), собственно до 60% ресторанов данной сети в этих регионах работают именно по этой схеме. При этом правила достаточно понятны, есть определенный пакет, в который входит бизнес модель, логотипы, меню (хотя его можно корректировать в зависимости от региона и запросов, правда не сильно), поставщики и так далее, и есть цена за этот комплекс, причем цена франшизы тщательно взвешена для каждого региона. Цена франшизы для МакДональдса хоть никогда не была «дешевой» ка по вступительному взносу так и по оборудованию для бизнеса, но все-таки хотя бы продаются, а вот на постсоветском пространстве нет. Вопрос, а почему? Ответ имеет две стороны:

 

Официальная позиция по франшизам от МакДональдс, которую с успехом продвигают через медиа представители МакДональдс рассказывая о том как купить франшизу МакДональдс «В странах постсоветского пространства слабая законодательная база и проблемы с защитой прав по договорам франшизы.» Вроде бы все верно и действительно компания работает на рынке через дочерние предприятия, открываемые на территории конкретной страны. Но тут подымается один вопрос, почему по всему самым «вкусным» рынкам это именно так, а вот как только рынок начинает «заполняться» позиция резко меняется. Пишу все не голословно, а вспоминая опыт той же Польши, где после развала СССР франшизы МакДональдс просто не продавались, а компания развивалась самостоятельно, как только рынок фасфуда прекратил активный рост и усилилась конкуренция начались продавать франшизы.

Неофициальная версия происходящего с франшизами от МакДональдс логична и понятна, первое рынок динамично растет и развивается и самое время «рубить деньги», причем использование дочерних структур и других «промокашек» дает возможность не плохо заработать, не обижая материнскую компанию. То есть при средней прибыльности в мировой сети в 6-8%, постсоветские сети без труда выдают «на гора» 15-25%. Конечно в такой ситуации пускать в бизнес «чужих» не хочется, да и не логично, особенно со стороны высшего менеджмента прямо заинтересованного в такой консервации рынка. Хотя если рассмотреть с позиции самой компании, то использования той же франшизы в Украине и России позволило без проблем увеличить количество ресторанов как минимум в два, три раза и сразу отхватить огромный рынок. При этом говорить о трудностях с логистикой и поставщиками не особо хочется, да это проблематично, но решаемо. Так что на лицо явные признаки косвенной заинтересованности в таком «замораживании» рынка.

Кстати такие «финты» гигантов и не только гигантов транснационального бизнеса могут проходить исключительно в слабо развитых странах (с точки зрения правового поля и правовой грамотности бизнеса), в той же ЕС или США (если бы российские компании попытались сделать что-то подобное) это уже обернулось многомиллионными штрафами. Почему?

Ответ банален на лицо все признаки дискриминации по ряду признаков, в том числе и национальном. Звучит смешно только на первый взгляд, как пример из жизни, судебные процессы в США по выплате компенсаций курильщикам от табачных компаний. Конечно это в теории.

На практике купить франшизу на открытия ресторана МакДональдс на территории постсоветского пространства не возможно и скорее всего в ближайшее время такой возможности не представиться, так что будем заниматься мини производством.

Не забывайте подписаться на блоге о идеях малого бизнеса будем говорить и о том какие еще франшизы можно купить, а какие нет, а также дальше обсуждать производственно оборудование для разных идей бизнеса, об одной такой можете почитать здесь .

 

В этой же рубрике интересно почитать: Купить франшизу
serge
2012-08-12 10:47:02
Если франшизы не продаются, значит не доверяют пока представителям в России и Украине. Или считают, что их бизнес в этих странах и так развивается по плану и очень динамично.
Алексей
2012-08-28 10:19:29
Да нельзя и когда можно будет не понятно, так что ищите другие варианты
Иван
2012-08-28 10:14:42
Меня как раз интересует франшиза macdonalds’а. Приметил 3-4 места в разных городах России, где можно весьма прибыльно обустроить ресторан, а тут узнаю, что купить франшизу для открытия МакДоналдса на нашей территории не возможно.
Дима
2013-11-22 20:25:09
а как еще можно открыть макдоналдс иначе, не франшизой?
Подписывайтесь на новые идеи
© 2017    Идеи бизнеса   //    Вверх