Осторожно, покупки: 10 способов не поддаваться спонтанному соблазну

Такая ситуация случалась с каждым и не единожды: человек что-то покупает, а потом жалеет о собственном решении. Но поздно, деньги потрачены, настроение испорчено, планы относительно средств нарушены. Советы о том, как не поддаваться соблазну спонтанных покупок, 10 способов осторожно распоряжаться своими финансами — тема очень актуальная в современном мире, где товары находятся в переизбытке.

Осторожно спонтанные покупки

Виновата психика

Для начала стоит разобраться, что лежит в основе импульсивного решения что-либо приобрести. Ведь часто люди, выходя из дома, обещают себе приобрести только самое необходимое, но войдя в двери магазина, как будто забывают о своем обещании.

Исследования показали, что более 60% всех покупок делаются спонтанно. Особенно это касается интернет-магазинов: там время на принятие решения существенно сокращается. Это явление получило название настоящего синдрома — шопоголизм, который признан расстройством личности и выражается следующими особенностями:

Бессмысленная озабоченность продаваемым товаром

  • бессмысленная озабоченность продаваемым товаром;
  • долгое хождение по магазину (дольше, чем планируется);
  • трата суммы, которой больше той, чем шопер может реально себе позволить;
  • такая трата денег мешает многим сферам жизни (не хватает на еду, коммунальные или что-то другое, мешает работе или отношениям).

Человек страдает шопоголизмом в ряде случаев. Например, когда он длительное время находится в стрессовой ситуации. Плохое настроение, напряжение, нехватка гормонов счастья заставляют страдальца неосознанно подслащивать свою жизнь, искать доступное удовольствие, а покупки как раз являются таким средством. Купил что-то и настроение повысилось.

Шопоголизм человек зависит от эмоций.

Правда, ненадолго. Аффект спадает быстро (момент разочарования покупкой) и вместе с ним настроение. Тогда человеку приходится повторять эту манипуляцию — снова идти в магазин, чтобы получить необходимые ему дофамин и серотонин. Это явление схоже с наркоманией, только в шопоголизме человек зависит от эмоций.

Низкая самооценка — еще одна причина спонтанных приобретений. Люди смотрят на дорогие товары: одежду, гаджеты, технику, автомобили и т. д. , слышат провоцирующую рекламу, которая убеждает, что именно с этой вещью можно почувствовать себя королем, повысить свой статус и стать востребованным. Неуверенная в себе личность всегда стремится быть лучше других, поэтому поддается на уловки рекламодателей проще, чем те, чья самооценка на адекватном уровне.

Невроз и его проявления — тревога, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства также могут быть причиной бесконтрольного шопоголизма.

Подготовка к шопингу

Спонтанное желание что-то приобретать нуждается в контроле. Чтобы не купить лишнего и не хвататься потом за голову, необходимо соблюдать некоторые правила:

Писать перед выходом список покупок,

  1. Эффективный способ — писать перед выходом список покупок, брать в руки только то, что содержится в перечне. Купили то, что нужно и на выход. Со временем это войдет в привычку.
  2. Ограничение в деньгах также хорошо работает. Наличных в кармане должно быть ровно столько, сколько человек планирует потратить. Кредитки и дебетовые карты вообще лучше выложить, так риск оставить в магазине лишнее существенно снизится.
  3. Если покупатель собрался идти в супермаркет за едой, то главное правило в этом случае — идти на сытый желудок. Голодный будет хватать с полок все, что вызывает аппетит, а на пустой желудок его вызывает практически все.
  4. Стоит ограничить походы по магазинам. Делать это, например, 1 раз в неделю, приобретая продукты и бытовые предметы впрок.
  5. Тетрадь учета расходов — очень нужная штука, которая покажет, что многие покупки бессмысленны и только вредят бюджету.

Таким образом, поход в магазин должен быть запланирован, покупки расписаны, деньги рассчитаны. Все эти действия минимизируют вероятность необдуманных решений.

Вторая пятерка: осознанность

Действия шопоголика, как правило, носят автоматический характер. Человек купил, потом подумал. Чтобы такого не происходило, нужна осознанность — понимание своих мотивов и поступков:

В продуктовом супермаркете

На переднем плане стоят тележки,

  1. Идя в магазин, необходимо помнить о маркетинговых уловках. Например, в продуктовом супермаркете хлеб расположен в конце магазина. Чтобы до него дойти, покупатель «случайным образом» проходит мимо всех полок, зачастую беря с них то, чего в планах не было.
  2. На кассах любых магазинов лежит всякая мелочевка. Стоя в очереди, со скуки люди часто берут жвачку, зажигалку, пакетики с кофе, брелоки, чехлы на телефон и т. д. Часто эти товары предлагает сам кассир, подкупая бешеной скидкой на прикассовый товар. Вроде бы недорого, но если делать так каждый день, то сумма к концу месяца окажется внушающей.
  3. Нужно бежать оттуда, где предлагают скидки, так как шопоголик обязательно поведется на уговоры специально обученного продавца (да, их этому учат), не ходить на распродажи, не подписывать на онлайн-рассылки. Желающий продать будет расписывать товар в ярких красках и попытается дать его в руки покупателю. Осторожно! Это крючок: если человек берет предмет в руки, то шансы купить ее увеличиваются в несколько раз!
  4. В больших магазинах и торговых центрах перед входом на переднем плане стоят тележки, а корзинки скромно располагаются где-то в углу. Неосознанно человек стремится заполнить тару, которую несет в руках. Поэтому выгодней брать корзину, в нее не поместится все, что может влезть в тележку.
  5. Увидев что-то и сиюминутно решив, что эта вещь просто необходима, например, гаджет, нужно попросить продавца отложить ее на пару дней. За это время, как правило, желание и потребность в ней отпадают.

Делать покупки нужно в хорошем настроении, чтобы сгоряча не накупить лишнего.

Если рука потянулась к чему-то «очень нужному», можно задать себе вопросы: «Как изменится моя жизнь, если я ее не куплю? Это отразится на мне негативно? Она действительно мне необходима, или сейчас я просто действую импульсивно?». Такие рассуждения возвращают человеку осознанность, приводят в чувства и помогают принять верное решение.

Логотип сайта Идеи малого бизнеса

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о