Права коллекторов в 2019 году

коллектор в 2019

После частых жалоб на угрозы и вредительство со стороны коллекторов, Правительством был принят Федеральный закон, регулирующий работу служб по возврату просроченной задолженности. В 2019 году их действия существенно ограничили — теперь они обязаны придерживаться временных рамок и осуществлять деятельность согласно ФЗ, КоАП и УК.

Законодательная база в 2019 году

Деятельность коллекторов регулирует Федеральный Закон No230-ФЗ от 3.07.2016 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Незаконные же их действия попадают под регулирование Кодекса административных правонарушений, если коллекторы промышляют мелким хулиганством, и Уголовного кодекса, если речь идет о порче собственности, угрозах или насильственных действиях.

Последние изменения в законодательстве происходили в прошлом году. В нынешнем периоде их не было.

Закон об осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности касается всех кредитных учреждений, будь то банки, микрофинансовые организации и прочие. Действие этого ФЗ не распространяется только на следующие ситуации:

  • когда одно физическое лицо кредитовало другое физическое лицо на сумму меньше 50 тысяч рублей;
  • если долги индивидуального предпринимательства образовались уже в момент его деятельности;
  • если долг образовался из-за неисполнения обязательств перед государственными организациями – Налоговой службой, ЖКХ.
Справка

Даже долг по выплате ущерба за, например, ДТП может попадать под закон о деятельности коллекторов. Происходит это в тех случаях, когда обязательство выкупает организация по возврату.

Права и запреты на деятельность служб

Сотрудники службы по возврату просроченной задолженности могут взаимодействовать с клиентом посредством:

  • смс-информирования, почтовых извещений, уведомлений на электронный ящик;
  • телефонных звонков;
  • выездных мероприятий;
  • любых других методов, прописанных в документе.

При этом не стоит забывать, что вторая сторона может отказаться от контакта с коллекторами, направив им письменное уведомление. То же касается и сторонних лиц.

В первую очередь, запрет накладывается на распространение личных данных заемщика — ФИО, контактных данных, размера задолженности и прочего. Вся эта информация может быть передана только государственным органам, кредитным учреждениям, ипотечным агентам, службам возврата, зарегистрировавших свою деятельность в государственном реестре.

Полный запрет также накладывается на:

  • применение физического насилия, угрозы его осуществления и угрозу смерти;
  • порчу собственности должника;
  • психологическое воздействие в виде унижений, оскорблений и шантажа;
  • дачу ложной информации относительно долговых обязательств;
  • дачу ложной информации относительно последствий невыполнения обязательств.

Ограничения на деятельность отдела взыскания

Согласно части 3 статьи 7 Федерального Закона No230-ФЗ, коллекторы должны придерживаться определенного графика взаимодействия с должником. Ограничения касаются:

  • звонков;
  • СМС-информирования;
  • личных встреч.

Любое взаимодействие, направленное на взыскания долга необходимо прекратить, если клиент относится к одной из следующих категорий:

  • банкротам;
  • недееспособным гражданам;
  • лицам, проходящим терапию в условиях стационара;
  • людям с ограниченными возможностями по здоровью;
  • несовершеннолетним гражданам;
  • лицам, передавшим право защищать свои интересы адвокату.

Звонки

В соответствии с законодательством, сотрудники не могут звонить заемщику чаще, чем:

  • один раз в 24 часа;
  • два раза в 7 дней;
  • восемь раз в 30 дней.

Время звонков ограничено следующим образом:

  • в рабочие дни допускается осуществлять дозвон с 8 часов утра и до 10 часов вечера;
  • в выходные и праздничные дни совершать вызовы можно лишь с 9 часов утра и до 8 часов вечера.

В телефонном звонке сотрудники отдела взыскания не могут оказывать на клиента эмоциональное воздействие посредством угроз, шантажа, дачи ложной информации, унижений и оскорблений. В начале разговора специалист обязан предоставить свои данные: ФИО, должность, название организации.

Справка

Также служба по возврату просроченной задолженности не может каким-либо образом скрывать номер, с которого совершается дозвон.

СМС-информирование

Ограничение накладывается и на СМС-информирование. Осуществлять его можно посредством СМС-рассылки, оповещений в мессенджерах или по электронной почте, обычным почтовым извещением. Но и здесь действуют временные рамки.

Взаимодействовать с должником через СМС-информирования разрешается не чаще:

  • двух раз в 24 часа;
  • четырех раз в 7 дней;
  • шестнадцати раз в 30 дней.

Делать это можно в те же часы, которые актуальны для дозвона:

  • в рабочие дни — с 8 часов утра и до 10 часов вечера;
  • в выходные и праздничные дни — с 9 часов утра и до 8 часов вечера.

Личные встречи

Выездные мероприятия — также законный способ контакта с заемщиком. Но личные встречи не могут проходить раньше одного раза в неделю. Причем сотрудники взыскания не могут пытаться проникнуть в квартиру клиента — такие действия являются противозаконными.

Права заемщика

Человек, в свою очередь, имеет право на:

  1. Отказ от контакта с сотрудниками службы взыскания до момента предъявления договора переуступки требований. Причем от обеих сторон.
  2. Отказ от оплаты задолженности по истечении трехлетнего срока исковой давности.
  3. Оплату долга только через тот банк, с которым изначально был заключен кредитный договор.
  4. Защиту собственного имущества. Его изъятием могут заниматься только уполномоченные органы — Федеральная служба судебных приставов.
  5. Отказ от любого взаимодействия с работниками.

Если хотя бы одна из норм законодательства была нарушена, клиент может обратиться в суд или в полицию. Для этого нужно составить исковое заявление и приложить к нему доказательства:

  • записи телефонных разговоров;
  • детализация звонков и СМС;
  • письма, извещения, сообщения с личными данными, направленными третьим лицам;
  • фотографии нарушений;
  • видеосъемка с выездных мероприятий.

Помните о том, что деятельность таких работников сильно ограничена законом. Коллекторы не могут настаивать на взаимодействии, если вы письменно уведомили их отказом. Помимо этого, они не имеют право беспокоить вас во внерабочие часы и чаще установленного срока. При любом нарушении норм вы имеете право отстаивать свои интересы в суде.

Логотип сайта Идеи малого бизнеса

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о