Одна из пяти форм трансформации компаний, предусмотренных гражданским законодательством — разделение. Этот метод предполагает распределение активов организации с созданием на еë базе нескольких новых фирм. В ходе реорганизации ООО очень важно проводить разграничение между процедурами разделения и выделения: последнее также даëт результат в виде дробления компании.
Для развития малого и среднего бизнеса важно иметь качественную финансовую поддержку. Компания «Деловые финансы», с деятельностью которой вы можете ознакомиться на сайте delfinco.ru, обеспечивает качественные услуги по развитию не только финансовой стороны, но и менеджмента.
- Особенности разделения, преследуемые цели и преимущества
- С какой целью производится разделение ООО
- Преимущества и недостатки разделения
- Этапы реорганизации в форме разделения
- Принятие решения
- Уведомление налоговой инспекции и других госорганов
- Публикация сведений о реорганизации
- Извещение кредиторов
- Образец предупреждения работников
- Получение согласований
- Инструкция по составлению передаточного акта и разделительного баланса
- Проведение собраний участников вновь создаваемых компаний
- Подача документов на регистрацию
Особенности разделения, преследуемые цели и преимущества
Разделение компании — способ реорганизации, имеющий следующие особенности:
- в процесс может вступить лишь одно юридическое лицо;
- из процедуры выходит как минимум два юридических лица;
- в процессе разделения не меняется состав участников (собственников) бизнеса;
- вступившее в реорганизацию путëм разделения лицо в обязательном порядке должно быть ликвидировано;
- каждая из образованных в результате реорганизации фирм юридически начинает свою деятельность сначала (включая получение новых кодов статистики, лицензий и прочее). Однако принятые в порядке правопреемства обязательства отличают созданное в результате реорганизации юрлицо от вновь созданного.
Принципиальное отличие разделения от выделения, при котором «материнская» компания продолжает свою деятельность, состоит в ликвидации вступающей в процесс компании.
С какой целью производится разделение ООО
Трансформацию в форме разделения проводят по разным причинам и в различных целях. Так, разделение может быть добровольным и принудительным.
В первом случае решение принимает управляющий орган компании, уполномоченный на то уставом. Такое разделение может способствовать достижению:
- оптимизации бизнес-процессов, хозяйственного и документального оборота — например, при возможности реально улучшить экономический результат путëм разделения разных направлений деятельности;
- кардинального разрешения разногласий между участниками компании — собственники, имеющие разные взгляды на управление, могут продолжить бизнес отдельно друг от друга.
- возможности избавиться от негативной репутации «материнской» компании.
Принудительное разделение производится по решению государственных органов — суда, антимонопольной службы и прочее. При этом могут преследоваться цели:
- устранения нарушений законодательства, допущенных при создании или в процессе деятельности фирмы;
- демонополизации рынка.
Преимущества и недостатки разделения
Оценивая «плюсы» и «минусы» мероприятия, сравнение, как правило, проводят с альтернативным способом реорганизации — выделением.
Так, в сравнении с выделением, преимуществами разделения могут стать:
- возможность начать деятельность с «чистого листа» для каждой создаваемой компании — например, избавиться от негативной репутации на рынке, изменить название или адрес фирмы;
- равные возможности на рынке для каждой вновь созданной группы собственников в случае разделения из-за конфликта.
Однако недостатки у разделения также имеются:
- больший объëм работ, финансовые и временные затраты, чем при выделении — придëтся передать (и даже в некоторых случаях переоформить) гораздо больше имущества, зарегистрировать не одну (выделенную), а сразу две или более фирмы;
- при разделении теряются все лицензии «материнской» компании, получать их при необходимости каждой новой фирме придëтся заново;
- в случае разделения безвозвратно утрачивается положительный имидж, заработанный реорганизованной компанией, еë фирменное название.
Какой бы способ трансформации компаний ни был выбран собственниками, им следует заранее быть готовыми к возможному оттоку части активов. Каждый кредитор в случае реорганизации имеет право заявить требование о досрочном выполнении обязательства либо о прекращении договора со всеми вытекающими из этого штрафными санкциями. Банки же, как правило, перед выдачей согласия на переход кредита правопреемнику проверяют платëжеспособность последнего со всей строгостью — точно так же, как и при получении нового кредита.
Этапы реорганизации в форме разделения
Любая трансформация бизнеса состоит из значительного количества мероприятий, которые во временном выражении могут как следовать друг за другом, так и проходить параллельно. Начинается всë с решения собственника (собственников) имущества организации, завершается внесением записей о ликвидации и создании компаний в ЕГРЮЛ.
Срок реорганизации-разделения варьируется в зависимости от сложности и объëма работ. Но в любом случае он не может быть менее двух месяцев — это связано с определëнными условиями размещения публикаций и порядком заявления требований кредиторов.
Принятие решения
Реорганизация в форме разделения начинается с принятия уполномоченным уставом общества органом — собранием участников, советом акционеров — соответствующего решения.
В соответствии с федеральным законодательством об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, решение в АО должно быть принято большинством акционеров с количеством голосов не менее 3/4, в ООО — единогласно всеми участниками.
Если орган управления единоличный, рассматриваемый документ представляет собой решение лица (скорее всего, собственника) за его подписью и с печатью организации. Если же орган коллегиальный — решение оформляется протоколом. В любом случае документ должен содержать пункты:
- о реорганизации и еë форме (разделении);
- о порядке, сроках и условиях реорганизации;
- об учреждении новых юрлиц и составе их участников (в ходе разделения их состав изменять ни в коем случае нельзя);
- о назначении, составе и полномочиях комиссии, ответственной за организацию процедуры.
Уведомление налоговой инспекции и других госорганов
В течение следующих за датой принятия вышеозначенного решения трëх рабочих дней реорганизуемая компания обязана известить о своëм новом статусе инспекцию ФНС, обслуживающую территорию еë регистрации. Извещение составляется по определëнной форме (С-09–4, утверждëнной приказом ФНС России).
По факту поступившего в еë адрес извещения инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о намерении компании реорганизоваться.
Известить о реорганизации следует также Пенсионный фонд и Фонд социального страхования — перед ликвидацией «материнской» компании эти госорганы с ней должны произвести полный взаиморасчëт.
Публикация сведений о реорганизации
Обязательный этап любой реорганизации — публикация сведений о вступлении в процедуру в специализированном издании — «Вестнике госрегистрации». Закон устанавливает строгие требования к частоте и периодичности появления объявления в СМИ — не меньше двух раз с перерывом в 1 месяц.
К сроку публикации напрямую привязан предельный срок заявления кредиторами своих требований. Так, они независимо от даты фактического уведомления могут предъявить претензию о досрочном выполнении обязательства не позднее 30 дней с момента опубликования последнего объявления.
В объявлении следует указать:
- общие сведения о реорганизуемой компании;
- общие сведения о компаниях, которые появятся в результате реорганизации и станут правопреемниками всех обязательств;
- информацию о порядке и сроках заявления кредиторами своих требований.
Извещение кредиторов
В дополнение к извещению через СМИ рекомендуется известить о реорганизации каждого контрагента «материнской» компании индивидуально. Для этого каждому из них следует направить письмо-уведомление с указанием:
- основания возникновения обязательства между реорганизуемой компанией и кредитором (договор, решение суда, законодательство и прочее);
- текущего состояния исполнения обязательств обеих сторон в соответствии с договором (или другим основанием);
- сведений о праве адресата, как кредитора, заявить требование о досрочном исполнении обязательства или прекращении договора;
- информации о порядке и сроках заявления кредиторами требований;
- разъяснения последствий незаявления кредитором требования (обязательство будет передано в порядке правопреемства одной из образуемых в результате реорганизации компаний).
Если кредитором является банк, то, скорее всего, перед дачей согласия на правопреемство, он проведëт полную проверку платëжеспособности правопреемника. Обязанность сообщить о реоганизации и даже погасить кредит досрочно, как правило, прописывается в кредитном договоре.
Образец предупреждения работников
Реорганизация-разделение предполагает перевод всех до единого работников реорганизуемой компании в организации-правопреемники. Смена нанимателя тем временем в соответствии с трудовым законодательством считается изменением существенных условий труда.
Увольнять работников в связи с любого рода реорганизацией компании по собственной инициативе наниматель не вправе.
Об изменении условий существующих трудовых отношений каждого из работников необходимо предупредить индивидуально, лично и письменно. На уведомлении трудящийся делает отметку об ознакомлении, а также собственноручно выражает своë отношение к переменам — согласен или не согласен продолжать труд.
В случае согласия работник в порядке перевода принимается во вновь созданную организацию, с ним заключается новый контракт (возможно, с новыми условиями). Если же работник не согласен продолжить труд в организации-правопреемнике, его следует уволить по ч. 6 ст. 77 ТК РФ.
Получение согласований
В некоторых случаях решения участников о реорганизации бывает недостаточно, а в других — единственным собственником имущества компании является государство. Именно для таких ситуаций в процедуре разделения предусмотрен этап получения согласований. Таковые потребуются:
- в случае разделения финансовой организации (согласование получают в Банке России);
- в случае если реорганизуемая компания является бюджетным учреждением (разрешение даëт Правительство РФ).
Инструкция по составлению передаточного акта и разделительного баланса
На сегодняшний день законодательство требует от реорганизуемой фирмы предоставление в составе пакета документов на госрегистрацию лишь передаточного акта. Тем не менее составлению последнего на практике предшествует сразу две процедуры:
- проведение инвентаризации имущества и обязательств — сверка данных бухгалтерского учëта с реальным положением дел;
- составление инвентаризационных описей и ведомостей;
- составление разделительного баланса — распределение имущества и обязательств между вновь создаваемыми фирмами в соответствии с определëнным ранее процентным соотношением.
Все перечисленные процедуры проводятся в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов №44н и №49. При этом чëтких законодательных требований к форме документов — разделительного баланса и передаточного акта — нет. Есть лишь некоторые довольно общие требования к содержанию. Так, в соответствии с указаниями Минфина, разделительный баланс должен содержать:
- название реорганизуемой компании;
- наименования правопреемников;
- формы собственности для всех участников процесса до и после реорганизации;
- активы, обязательства, собственный капитал реорганизуемого предприятия.
Ст. 59 ГК РФ требует отражения в передаточном акте:
- положений о правопреемстве по каждому существующему на момент составления акта обязательству;
- порядка определения правопреемства для тех обязательств, что могут возникнуть после составления этого документа.
Передаточный акт должен быть утверждëн органом, принявшим решение о реорганизации, вместе с учредительными документами вновь создаваемых юрлиц.
Если в будущем содержание передаточного акта не позволит определить, к какому именно юрлицу перешло обязательство, требование по нему кредитор может предъявлять сразу ко всем правопреемникам или к одному из них в рамках солидарной ответственности.
Проведение собраний участников вновь создаваемых компаний
Перед подачей пакета документации на госрегистрацию разделения каждое из создаваемых юрлиц должно провести собрание участников. На этом собрании участникам необходимо:
- разрешить проблемные вопросы, возникшие во время разделения;
- наметить стратегию управления компанией, назначить исполнительный орган, определиться с планами развития компании на ближайшее будущее;
- утвердить учредительные документы.
Подача документов на регистрацию
Для проведения госрегистрации разделения компании в налоговую инспекцию подаëтся следующий пакет документации:
- заявление по форме Р12001 на каждую вновь создаваемую компанию. Заявителем в этом случае выступает лицо, записанное в уставе как представитель без доверенности (почти всегда это руководитель компании). Его подпись на заявлении заранее необходимо удостоверить у нотариуса (услуга облагается госпошлиной);
- учредительная документация прекращающей существование компании, а также свидетельства ИНН, ОГРН, коды статистики, выписка из ЕГРЮЛ и прочее;
- решение уполномоченного органа реорганизуемой компании о разделении (документ, составляемый на самом первом этапе процедуры);
- учредительная документация для каждого вновь образуемого предприятия;
- подтверждение опубликования сведений о реорганизации, количества и частоты публикаций (например, ксерокопии изданного объявления);
- передаточный акт;
- документация об оплате госпошлины за госрегистрацию (по 4 000 руб. за каждое создаваемое юрлицо) и за копии устава.
Для инспекции ФНС законодательством установлен пятидневный срок на рассмотрение и регистрацию пакета документов. По его истечении документы о разделении можно забрать.
Разделение компании — кардинальный способ решения управленческих разногласий и других проблемных вопросов, требующих обособления разных направлений деятельности компании. В отличие от выделения, при разделении «материнская» компания полностью прекращает своë существование, передав все права и обязанности вновь создаваемым. Поэтому процедура разделения более объëмная и трудозатратная. Следование грамотной пошаговой инструкции по разделению бизнеса позволит упростить и ускорить этот процесс.
Самое читаемое:Помогла ли вам статья?