Овощи и фрукты, выращенные в теплицах, пользуются спросом на протяжении всего года. Сегодня около 20% овощей, употребляемых жителями России, выращены частными хозяйствами.
Чтобы запустить тепличный бизнес в деревне, нужны определенные навыки, оборудование и главное — выбрать культуру для выращивания.
- Тепличное хозяйство: актуальность и особенности бизнеса
- Виды зелени для выращивания в теплице
- Пошаговый план запуска бизнеса
- Выбор земли под теплицу
- Тепличный бизнес с нуля: выбираем технологию
- Теплица как бизнес: оформление документов
- Материалы и оборудование
- Сколько денег надо для тепличного бизнеса
- Маркетинг и каналы сбыта
- Тепличный бизнес: доходы и рентабельность
Тепличное хозяйство: актуальность и особенности бизнеса
Тепличный бизнес на данный момент очень перспективен, так как:
- повышается спрос на овощную продукцию;
- растет просвещенность населения, и все больше людей хотят питаться здоровой пищей;
- всегда есть спрос на свежие цветы (он увеличивается перед праздниками);
- государство поддерживает фермерские хозяйства.
Вместе с тем у отрасли есть и недостатки. Тепличное овощеводство относится к числу наиболее энергоемких производств, высокие тарифы на газ и электроэнергию могут помешать его развитию.
Самое первое, что может сделать тепличный проект убыточным, — это отопление. Если зимнее отопление кирпичного коттеджа на 50 кв. м. обходится в 3000 рублей в месяц, то на поликарбонатную теплицу такой же площади придется потратить в 7 раз больше.
Аналогичным образом обстоит дело и с подсветкой теплицы. Осенью и зимой овощам и цветам нужен такой же свет, какой они получают летом. Освещение должно быть ярким, а это требует очень больших затрат на электричество.
Поэтому такой бизнес лучше подходит для южных регионов страны, где более теплый климат, а световой день длиннее. Выращивание овощных культур в северных регионах обойдется дороже, чем транспортировка туда овощей, выращенных на юге.
Вот несколько идей того, какие растения выгоднее всего выращивать в теплице:
- Хризантемы и пеларгонии. Тепличный бизнес в деревне по разведению цветов может принести неплохие деньги. Можно растить цветы для букетов либо продавать черенки, веточки и кусты. При большом урожае прибыль будет высокой даже с учетом расходов на электричество. Посадочный материал стоит довольно дешево, поэтому цветы можно реализовывать по цене, которая значительно выше их себестоимости. Однако цветочный бизнес не лишен проблем. Во-первых, это известная капризность и «изнеженность» цветов. Небольшое упущение в уходе — и они получаются чахлыми и нетоварными. Во-вторых, в этом секторе крайне высокая конкуренция.
- Овощи (огурцы, перец и томаты). Тепличный бизнес в деревне на овощных культурах также может принести хороший доход. Овощи покупают всегда и везде, независимо от экономических условий. Кроме того, их легко реализовывать.
- Зелень. Зелень менее притязательна, чем овощи и цветы, поэтому ее выращивание более выгодно. Кроме того, спрос на зелень каждый год возрастает примерно на 10%.
Виды зелени для выращивания в теплице
В теплицах можно выращивать любую зелень:
- Наиболее выгодно запустить бизнес по выращиванию лука. Он не нуждается в сложном уходе и быстро растет. Однако стоит помнить о конкуренции: эту культуру реализуют многие хозяйства.
- Укроп. В нашей стране эта культура пользуется высоким спросом. Между тем растение неприхотливо, не требует повышенной заботы, отличается быстротой всходов.
- Салат. По мнению специалистов, является самой рентабельной зеленью. Для разведения в теплицах подходят разные виды салата — кочанный, спаржевый, листовой и ромен.
- Петрушка. У этой культуры более длительный срок выращивания, чем у укропа. Наибольшим спросом пользуются листовые сорта. Следует помнить, что семена петрушки всходят не полностью, а лишь около 70%. Всходы появляются через 2 недели после посадки, время сбора наступает через 60–85 дней.
- Руккола. Посадочный материал для этой пряной травы стоит не слишком дорого, а спрос на нее стабилен на протяжении всего года. Руккола неприхотлива и дает хороший урожай. Единственное — нужно заранее найти точки сбыта.
Тепличный бизнес стоит начать с выращивания 2–3 видов растений, а затем приступить к расширению ассортимента. При выборе культур нужно принять во внимание следующие параметры: срок выращивания, необходимая площадь для посадок, спрос на культуру, цена.
Пошаговый план запуска бизнеса
Вот пошаговый план, с чего начать тепличный бизнес в деревне:
- Найти подходящий участок.
- Определиться с технологией (гидропоника, передвижные грядки или промежуточные технологии).
- Подать документы на регистрацию.
- Приобрести материалы и оборудование.
- Заняться поиском персонала.
- Определить каналы сбыта и провести маркетинговую кампанию.
- Заняться посадкой растений.
Выбор земли под теплицу
Требования к участку, на котором будет размещена теплица, следующие:
- площадь от 50 кв. м. (столько нужно для одной теплицы);
- плодородная земля (если вашему региону не повезло с хорошей почвой, то в небольших масштабах плодородный грунт можно купить);
- близость к дороге;
- расположение вблизи от города;
- наличие коммуникаций (вода, электроэнергия).
Теплицы располагают на своих собственных участках или на арендованной земле.
Интересно! Какие проблемы способен решить перенос сайта на другой хостинг?
Тепличный бизнес с нуля: выбираем технологию
Для выращивания растений на продажу применяются следующие технологии:
- Гидропоника — самая недорогая и популярная технология выращивания овощных культур. Ее главная особенность состоит в том, что растение растет не в почве, а в воде. Через трубки подвода к культурам поступает удобрение. Такая технология обеспечивает быстрое созревание растений, но у нее есть существенный недостаток: овощи, выращенные таким способом, имеют пресный ненатуральный вкус и многие потребители не хотят их покупать. Гидропоника лучше подходит для зелени, так как требования ко вкусу лука и петрушки ниже.
- «Передвижная грядка». Эта технология обойдется довольно дорого, зато овощи, выращенные с ее применением, обладают превосходным вкусом и натуральным ароматом.
- Промежуточные технологии. Это некое компромиссное решение между гидропоникой и выращиванием в почве. Для улучшения вкуса овощей в раствор для гидропоники добавляют немного грунта. Обустройство такой грядки стоит примерно в три раза дороже, чем гидропонная система, зато овощи имеют более натуральный вкус.
Теплица как бизнес: оформление документов
Если вы решили серьезно заняться тепличным бизнесом, вам нужно зарегистрировать ИП или КФХ. В обоих случаях необходимо предоставить в налоговую службу пакет документов:
- регистрационное заявление;
- копию паспорта;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- ИНН (при регистрации ИП);
- перечень выбранных кодов по ОКВЭД-2.
Для теплиц не нужна лицензия. Однако если вы будете сбывать товар оптовым покупателям, требуется обязательное прохождение санитарного контроля.
Кроме того, если в теплицах будет установлен обогрев, необходима проверка пожарной инспекции.
Материалы и оборудование
В таблице приведена примерная стоимость материалов и оборудования, необходимых для запуска тепличного бизнеса.
Наименование материала | Примерная стоимость, руб. |
каркас небольшой теплицы | от 50 000 |
материал для теплицы | от 7 000 |
оборудование для отопления | от 25 000 |
оросительная система | от 15 000 |
оборудование для освещения | от 20 000 |
система вентиляции | от 20 000 |
инвентарь | от 5 000 |
Сколько денег надо для тепличного бизнеса
Сумма вложений в данный вид бизнеса зависит от посевной площади, выбранных растений, технологии выращивания (гидропоника или «передвижные» грядки) и региона. Минимальные вложения при запуске составят 200 000 рублей.
Также необходимо учесть постоянные расходы: зарплаты работников, налоги, покупка семян и удобрений, коммунальные платежи. В зависимости от вида теплиц, их площади, тарифов на электричество и газ, постоянные расходы могут составить от 100 000 до 1 000 000 рублей в год.
Интересно! Экструзионно-выдувные машины: принцип действия, разновидности, сфера применения
Маркетинг и каналы сбыта
Самая большая проблема в тепличном бизнесе – поиск закупщиков. Зелень, цветы и большинство овощей очень быстро портятся, поэтому их необходимо немедленно реализовывать. Для того чтобы создать надежную систему сбыта, бизнесмену следует:
- хорошо изучить конкурентов и определить свои преимущества;
- предложить покупателям более выгодные, чем у конкурирующих фирм, условия.
Основными закупщиками овощей и зелени у фермерских хозяйств являются:
- продуктовые магазины (как сетевые, так и розничные);
- фермерские магазины и лавки;
- заводы и фабрики, которые могут приобретать зелень и овощи для производства своей продукции (консервов, соусов и т. д.);
- общепит (кафе, столовые) также часто применяют зелень и овощи.
На первых порах не следует заключать договоры с крупными предприятиями (заводами и овощебазами), для таких закупщиков нужны большие объемы продукции.
В силу того, что тепличный бизнес относится к сегменту b2b, рекламная кампания будет обладать некоторыми специфическими особенностями. Рассмотрим главные направления маркетинговой стратегии:
- «холодные звонки» в магазины, заводы и овощебазы;
- рассылка коммерческих предложений;
- создание сайта с каталогом продукции и настройка контекстной рекламы;
- регистрация на оптовых интернет-площадках. Это дает возможность отыскать уже «разогретых» клиентов, которые сами активно ищут поставщиков.
Тепличный бизнес: доходы и рентабельность
На доход от тепличного бизнеса будут влиять несколько критериев:
- регион;
- наличие точек реализации;
- система логистики;
- выращиваемая культура.
Если вы будете снимать до 4 урожаев в год и наладите поставку покупателям, вложения окупятся достаточно быстро (за 1–2 года). Однако следует помнить, что этот вид предпринимательства имеет достаточно много рисков, среди которых:
- Невысокий спрос на продукцию. Приходится регулярно искать новые каналы сбыта и придумывать акции для привлечения клиентов.
- Высокая конкуренция. Прежде чем войти в этот бизнес, необходимо очень внимательно изучить деятельность конкурентов и определить свои сильные стороны.
- Вероятность плохого урожая. Чтобы уменьшить этот риск, нужно осваивать новые технологии, хорошо ухаживать за посевами.
- Риск того, что оборудование выйдет из строя. Следует регулярно осматривать оборудование, ведь при его поломке можно потерять весь урожай.
Можно сделать вывод, что оптимальным вариантом для начинающего бизнесмена является выращивание лука, петрушки и другой зелени в гидропонике. Зелень неприхотлива, всегда востребована у потребителей и требует меньших расходов, чем другие культуры.
Самое читаемое:Помогла ли вам статья?